Фриволите

Салфетка, выполненная в технике фриволите

Салфетка, выполненная в технике фриволите

Кружева с необычным исполнением дуг и колец можно плести довольно просто. Для этого достаточно знать Фриволите - технику узелкового плетения. Если мастерица хочет использовать как можно меньше ниток и обойтись минимальным количеством инструментов, то фриволите – идеальный вариант плетения кружева. Несмотря на такую экономию, изделия получаются необычайно красивыми и имеют невероятно интересный рисунок. Среди них, встречаются не только кружева, но и салфетки, украшения, элементы одежды, а также накидк и воротники.

История фриволите
Можно с уверенностью сказать, что фриволите открывает безграничные просторы для фантазии, поскольку плетение с помощью челнока не требует отдельно рабочего места, что дает возможность заниматься плетением в любое удобное время и в любом месте. По своему исполнению фриволите достаточно простая техника, поэтому ей легко обучить и взрослых, и детей.

Фриволите. Кружевная салфетка

Фриволите. Кружевная салфетка

Название техники «frivilite» (фриволите)имеет французские корни и может быть трактовано двояко: в первом случае «frivole» (в переводе «пустой») служит своеобразным описанием структуры кружева (оно характеризуется наличием крупных, незаполненных дырочек); если смотреть на второй перевод этого же слова «легкомысленный», то подобная трактовка может описывать способ отделки. Легкомысленность техники также может быть связана с мастерицами, занимающимися плетением этого вида кружева, поскольку особой концентрации она не потребует. Именно поэтому фриволите позволяет сочетать творчество и сторонние разговоры. В нашей стране узелковое плетение появилось в ХIХ веке и сохранило свое французское происхождение, что отчетливо просматривается из названия техники «Фриволите».
Что касается других стран, то в Европе фриволите называют по-разному.
В Италии – это occhi или «окко». Из названия легко догадаться, что речь идет о глазе. Это не вызывает особого удивления, поскольку основа узора – овал, который по своему исполнению очень схож с формой глаза. Достоверно известно, что гипюр, созданный итальянскими мастерами с помощью челнока, действительно состоял главным образом из колец.
Английские мастера называют фриволите «тетинг», что означает плетеное кружево. «Шиффхен шпитцен» - название фриволите, более привычное для жителей Германии, означает «челночное кружево» или проще – плетение челноком.

Бижутерия, выполненная в технике фриволите

Бижутерия, выполненная в технике фриволите

Согласно историческим исследованиям, используемый для фриволите челнок, был создан на Востоке, поэтому древние кружева, изготовленного по этой технологии, называют «манук» или по-арабски «челнок». Фриволите использовали даже в Древнем Китае и Египте. Позже в период средневековья челночная техника стала особенно известной и почитаемой в европейских странах. Возможно, по этой причине в XVIII веке среди модников и модниц стали особенно популярны кружевные оборки, воротники, манжеты и прочие изделия, изготовленные с помощью техники узелкового плетения.
Октябрьская революция, прошедшая в России, привела к тому, что техника фриволите ушла в забытье надолго. Новое правительство назвало кружева «барской затеей», а это было непозволительно новому советскому человеку.
Напротив, в Европе мода продолжала стремительно развиваться, и кружевам здесь отдавалось особое предпочтение. Фриволите была настолько популярно, что стало главной темой написания новых книг и журналов, на ее основе были разработаны новые техники, а мастера создавали клубы и выставки.
Только через половину столетия фриволите вновь появилось в Москве. С тех пор оно не теряет своей популярности, а в наше время тенденция к росту интереса в данной области очевидна.


Инструменты

  • Челнок. Это главный инструмент, используемый для плетения кружева. Различают несколько видов челноков, которые необходимы при использовании нитей разной толщины, а также при выполнении разных по сложности типов узоров. Вид челнока определяется также размером изделия и его конструкцией. Материалы, из которых их изготавливают, также могут быть различными: стекло, кость, дерево, металл и пластик.
  • Вязальные крючки. Крючки потребуются для создания соединений между элементами кружева. При использовании тонких нитей лучше брать крючки № 0,5-0,7, а в случае более толстой нити потребуются № 1, 1.5, 2.1.
  • Игла. Потребуется для устранения ошибок, то есть для распускания узоров.
  • Ножницы
  • Нити. Для фриволите подойдет нить из любого материала: шерстяная, льняная, хлопковая и другие. Основное требование – прочность и хорошая скрученность. Начинающие предпочитают использовать толстые нити, что позволяет упростить постижение техники. Капроновая нить – идеальный вариант, если во время плетения потребуется введение бисера или бусин.
  • Фурнитура. Фурнитурой в данном случае считаются застежки, различные крепления, пуговицы и прочее, которые при грамотном подборе послужат изысканным дополнением к наряду.

Элементы фриволите

В технике фриволите различают два основных элемента: кольцо и дугу. Рассмотрим каждый подробнее.
Дуга фриволите. Для плетения потребуются два челнока. Для этого связывают между собой концы нитей, относящиеся к разным челнокам, и зажимают образовавшийся узелок с помощью большого и указательного пальцев левой руки. Далее рабочую нить укладывают на оставшиеся пальцы, после чего делают 2-3 витка на мизинце. С помощью правой руки и второго челнока осуществляют плетение двойных узлов.
Кольцо фриволите. Плетется с помощью одного челнока. Для этого челнок берут в правую руку, в то время как конец нити длиной в 7 см зажимают между указательным и большим пальцем другой руки. Далее нить обводят правой рукой вокруг левой по направлению часовой стрелки, после чего нить опять зажимают большим и указательным пальцами с учетом того, что пальцах должна остаться петля. После плетения двойных узлов затягивают образовавшееся кольцо правой рукой за нить. Если для затягивания используется левая рука, то сплетенные узлы необходимо придерживать.
Полукольцо. Для его плетения достаточно одного челнока. Полукольцо – дужка, состоящая из двойных узлов, соединяемых с помощью нити по обеим сторонам (в результате ее длина должна быть равной внутреннему диаметру полукольца). Данный элемент необходим в мерном кружеве и тесьме, поскольку здесь для дальнейшего использования готового изделия потребуется наличие плоского края.
Кольцо в кольце. С его помощью кружево, выполненное с помощью фриволите, становится более рельефным. Создание элемента требует плетения внутреннего кольца, имеющего соединительное пико в середине, после чего делают внешнее кольцо до середины. Внешнее кольцо соединяют с пико внутреннего кольца, а затем проводят доплетают внешнее кольцо и затягивают его.
Комбинированное кольцо. Для плетения потребуются два челнока. Элемент особенно удобен для составления различных схем, поскольку его начало и конец располагаются по разным сторонам.
Дуга-кольцо. Представляет собой дугу, которая замкнута в кольцо вокруг кольца, имеющего меньший диаметр. В отличие от элемента кольцо в кольце, дуга-кольцо позволяет плести дополнительные кольца. Техника его исполнения аналогична кольцу в кольце.
Трисистник. Имеет три кольца, которые сплетаются друг за другом по очереди.
Пико Жозефины. Является полукольцом, сплетенным из нечетного количества (5-9) прямых узлов.

Оставить ответ